Неточные совпадения
К
церковным догматам относился отрицательно и видел в них искажение
учения Христа.
В Церкви заложена вся полнота бытия, в сознании
церковном заключены все частичные истины сект и ересей, оккультных школ и теософических
учений.
Католическое
учение о
церковной иерархии с папой во главе было ложной религиозной антропологией и обнаруживало отсутствие подлинной религиозной антропологии — откровения богочеловечества, в котором Сам Христос есть Царь и Первосвященник и не имеет заместителей.
Греческие императоры, занимаяся более
церковными прениями, нежели делами государственными, а потому управляемые священниками, воздвигли гонение на всех тех, кто деяния и
учения Иисусовы понимал с ними различно.
В этом состоит пятый и самый действительный способ устранения того противоречия, в которое поставило себя
церковное христианство, исповедуя на словах Христа и отрицая в жизни его
учение и научая этому людей.
Церковные учители признают нагорную проповедь с заповедью о непротивлении злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина
учение нагорной проповеди и заповедь о непротивлении злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно делается, т. е. сказать, что хотя, с одной стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос в моей книге: действительно ли Христос требовал от своих учеников исполнения того, чему он учил в нагорной проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином, идти в суд, участвуя в нем, осуждая людей или ища в нем защиты силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию Христа обещаться в будущих поступках, прямо противных
учению, и, участвуя в военной службе, готовиться к убийству людей или совершать их?
Человек, наученный церковью тому кощунственному
учению о том, что человек не может спастись своими силами, а что есть другое средство, неизбежно будет прибегать к этому средству, а не к своим силам, на которые, его уверяют, грех надеяться.
Учение церковное — всякое, с своим искуплением и таинствами, исключает Христово
учение, тем более
учение православное с своим идолопоклонством.
Так что, как сведения, полученные мною после выхода моей книги о том, как не переставая понималось и понимается меньшинством людей христианское
учение в его прямом и истинном смысле, так и критики на нее, и
церковные и светские, отрицающие возможность понимать
учение Христа в прямом смысле, убедили меня в том, что тогда как, с одной стороны, никогда для меньшинства не прекращалось, но всё яснее и яснее становилось истинное понимание этого
учения, так, с другой стороны, для большинства смысл его всё более и более затемнялся, дойдя, наконец, до той степени затемнения, что люди прямо уже не понимают самых простых положений, самыми простыми словами выраженных в Евангелии.
Оно и не могло быть иначе: главная особенность
учения Христа от всех прежних
учений состояла в том, что люди, принявшие его, всё больше и больше стремились понимать и исполнять
учение;
церковное же
учение утверждало свое полное и окончательное понимание и исполнение его.
В книге моей я обвиняю
церковных учителей в том, что они учат противно заповедям Христа, ясно и определенно выраженным в нагорной проповеди, и особенно противно заповеди о непротивлении злу и лишают этим
учение Христа всего его значения.
Так что если прежде только человек, исповедующий
церковное религиозное
учение, мог, признавая себя при этом чистым от всякого греха, участвовать во всех преступлениях, совершаемых государством, и пользоваться ими, если он только при этом исполнял внешние требования своего исповедания, то теперь и все люди, не верящие в
церковное христианство, имеют такую же твердую светскую научную основу для признания себя чистыми и даже высоконравственными людьми, несмотря на свое участие в государственных злодеяниях и пользование ими.
А это-то признание того, что то, что нам кажется злом, то и есть зло, или совершенное непонимание вопроса, и служит основой суждений светских критиков о христианском
учении, так что суждения о моей книге, как
церковных, так и светских критиков, показали мне то, что большинство людей прямо не понимают не только самого
учения Христа, но даже и тех вопросов, на которые оно служит ответом.
Несоответствие всех
церковных исповеданий с
учением Христа ведь таково, что нужны особенные усилия, чтобы скрыть это несоответствие от людей.
Излагая свою веру в
учение Христа, я не мог не высказать и того, почему я не верю и считаю заблуждением ту
церковную веру, которая обыкновенно называется христианством.
Вот на этот-то счет и велико
учение церкви о благодати, которая в
церковном единении восполняет оскудевающих и регулирует вселенскую правду.
Ведь по всем
учениям церковным придет конец мира и по всем
учениям научным неизбежно то же самое.
Петруся, как я и сказал, удивительно преуспевал в чтении; после трех лет
ученья не было той книги
церковной печати, которой бы он не мог разобрать, и читал бойко.
Церковные учителя прямо не признают заповеди непротивления обязательною, учат тому, что она необязательна и что можно и есть случаи, когда должно отступать от нее, и вместе с тем не смеют сказать, что они не признают эту простую, ясную заповедь, неразрывно связанную со всем
учением Христа,
учением кротости, смирения, покорного несения креста, самоотвержения и любви к врагам, — заповедь, без которой всё
учение становится пустыми словами.
Христианское
учение не дает одинаких правил для всех; оно во всем только указывает то совершенство, к которому надо приближаться; то же и в половом вопросе: совершенство — это полное целомудрие. Люди же, не понимая христианского духа, хотят общего для всех правила. Вот для таких людей и выдуман
церковный брак.
Церковный брак вовсе не христианское учреждение, потому что, разрешая в известных условиях половое общение, оно отступает от христианского требования: стремления к всё большему и большему целомудрию.
Человек, наученный церковью тому кощунственному
учению о том, что человек не может спастись своими силами, а что есть другое средство, неизбежно будет прибегать к этому средству, а не к своим силам, на которые, его уверяют, грех надеяться.
Учение церковное, всякое, своим искуплением и таинствами исключает Христово
учение в его истинном смысле.
Знаменитый основатель Александрийской школы, воспитанный на эллинизме и поднявший столь высоко авторитет эллинской философии в
церковном сознании, вполне воспринял
учение о непознаваемости Божества разумом.
Вообще виды «откровения», как и предметы его, могут быть различны: и природные, и божественные, и демонические (так наз. у отцов
церковных «прелесть»); оно может исходить из разных миров и иерархий, и само по себе «откровение» с выражающим его мифом, понимаемое в смысле формально-гносеологическом, может иметь различное содержание: и доброе и злое, и истинное и обманное (ибо ведь и сатана принимает вид ангела света), поэтому сам по себе «откровенный» или мистический характер данного
учения говорит только об интуитивном способе его получения, но ничего еще не говорит об его качестве.
Религиозный гений необходимо есть и великий молитвенник, и, в сущности, искусству молитвы только и учит вся христианская аскетика, имеющая высшей целью непрестанную («самодвижную») молитву, «молитву Иисусову» или «умное делание» [
Учением о молитве полны произведения
церковной аскетики, в частности творения св. Макария Великого, Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Тихона Задонского,
церковных писателей: еп.
В догматике
учение Монтана («новое пророчество») ничем не отличалось от
церковного.
Никогда нельзя сказать про человека, действительно прикоснувшегося к
церковной жизни, что для него догматы суть только
учение или рациональные схемы, логические символы, ибо прикосновенность эта именно и означает реальную встречу Бога с человеком в живом личном опыте, личное мифотворчество.
В официальном
церковном сознании совсем не раскрывалось
учение о предсуществовании души и ее космической судьбе.
Церковные, называющие себя христианскими
учения по отношению ко всем проявлениям жизни вместо
учения идеала Христа поставили внешние определения и правила, противные духу
учения.
Меньшинство же, так называемые образованные классы, большей частью или уже сознательно не верят ни во что и только ради политических целей некоторые из них притворяются, что верят еще в
церковное христианство, или же — самое малое меньшинство — искренно верят в
учение, несовместимое с жизнью и отставшее от нее, и разными сложными софизмами стараются оправдать свою веру.
Иудеи требуют того же, что требуют
церковные христиане, чего-нибудь такого, что заставило бы их внешним образом поверить в
учение Христа.
Свойственное же нашему времени миросозерцание есть то понимание смысла человеческой жизни и вытекающее из него руководство поведения, которое было открыто христианским
учением в его истинном значении 1900 лет тому назад, но было скрыто от людей искусственным и лживым
церковным извращением.
Я не мог верить, чтобы чисто языческое, не имеющее ничего христианского, содержание молитвенника было сознательно распространяемое в народе церковью
учение. Чтобы проверить это, я купил все изданные синодом или «с благословения» его книги, содержащие краткие изложения
церковной веры для детей и народа, и перечитал их.
Другие же, неверующие, свободные толкователи
учения Христа, историки религий, — Штраусы, Ренаны и другие, — усвоив вполне
церковное толкование о том, что
учение Христа не имеет никакого прямого приложения к жизни, а есть мечтательное
учение, утешающее слабоумных людей, пресерьезно говорят о том, что
учение Христа годно было для проповедания диким обитателям захолустьев Галилеи, но нам, с нашей культурой, оно представляется только милою мечтою «du charmant docteur», [очаровательного учителя,] как говорит Ренан.
«Соблюдай субботу, обрезывайся, не крадь, не пей хмельного, не убивай живого, отдавай десятину бедным, не прелюбодействуй, омывайся и молись пять раз в день, крестись, причащайся и т. под.». Таковы постановления внешних религиозных
учений: браминского, буддийского, магометанского, еврейского,
церковного, ложно называемого христианским.
Только освободись люди нашего мира от того обмана извращения христианского
учения церковной веры и утвержденного на ней не только оправдания, но возвеличения, несовместимого с христианством, основанного на насилии, государственного устройства, и само собой устранится в душах людей не только христианского, но и всего мира главная помеха к религиозному сознанию высшего закона любви без возможности исключений и насилия, который 1900 лет тому назад был открыт человечеству и который теперь один только удовлетворяет требованиям человеческой совести.
Казалось бы, прежде чем судить об
учении Христа, надо понять, в чем оно состоит. И чтобы решать: разумно ли его
учение или нет, надо прежде всего признавать, что он говорил то, что говорил. А этого-то мы и не делаем: ни
церковные, ни вольнодумные толкователи. И очень хорошо знаем, почему мы этого не делаем.
Церковные учители учили тому, что
учение Христа божественно, но исполнение его невозможно по слабости людской, и только благодать Христа может содействовать его исполнению.
Одни рабочие, огромное большинство их, держатся по привычке прежнего
церковного лжехристианского
учения, не веря уже в него, а веря только в древнее «око за око» и основанное на нем государственное устройство; другая же часть, каковы все тронутые цивилизацией рабочие (особенно в Европе), хотя и отрицают всякую религию, бессознательно в глубине души верят, верят в древний закон «око за око» и, следуя этому закону, когда не могут иначе, ненавидя существующее устройство, подчиняются; когда же могут иначе, то самыми разнообразными насильническими средствами стараются уничтожить насилие.
Как ни старались церковники скрыть от людей сущность этого
учения, выраженного в евангелиях, — ни запрещения переводов евангелия на всем понятный язык, ни лжетолкование их — ничто не могло затушить свет, прорывающийся сквозь
церковные обманы и освещающий души людей, всё более и более ясно сознающих великую истину, которая была в этом
учении.
Одни люди, большинство рабочего народа, продолжая по преданию исполнять то, чего требуют церкви, и отчасти вера в это
учение, без малейшего сомнения верят, именно верят, и в то, возникшее в
церковной вере и основанное на насилии государственное устройство, которое ни в каком случае не может быть совместимо с христианским
учением в его истинном значении.
Но люди, не понимающие особенности
учения Христа, привыкшие к внешним
учениям и желающие чувствовать себя правыми, как чувствует себя правым фарисей, противно всему духу
учения Христа, из буквы его сделали внешнее
учение правил, называемое
церковным христианским
учением, и этим
учением подменили истинное Христово
учение идеала.
Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усумнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически
учение церкви: теоретически — я перечитал всё, что мог, об
учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все
церковные службы.
Так что в наше время в нашем христианском мире одни люди, огромное большинство людей, живут, внешним образом исполняя еще
церковные обряды по привычке, для приличия, удобства, из страха перед властями или даже корыстных целей, но не верят и не могут верить в
учение этой церкви, уже ясно видя ее внутреннее противоречие; другая же, всё увеличивающаяся часть населения уже не только не признает существующей религии, но признает, под влиянием того
учения, которое называется «наукой», всякую религию остатком суеверия и не руководится в жизни ничем иным, кроме своих личных побуждений.
По
церковному же
учению Христос-богочеловек дал нам пример жизни.
Так что для восприятия христианского
учения в его истинном значении людям христианского мира, более или менее понявшим истину христианства, нужно освободиться не только от веры в ложные формы извращенного христианского
учения, но еще и от веры в необходимость, неизбежность того государственного устройства, которое установилось на этой ложной
церковной вере.
Учение Христа, по
церковным толкованиям, представляется как для мирских людей, так и для монашествующих не
учением о жизни — как сделать ее лучше для себя и для других, а
учением о том, во что надо верить светским людям, чтобы, живя дурно, все-таки спастись на том свете, а для монашествующих — тем, как для себя сделать эту жизнь еще хуже, чем она есть.